Качественная помощь пожилым людям с когнитивными расстройствами возможна только при участии специалистов нескольких профессий. Поэтому и социальные работники, и психологи, и культорги, и специалисты по адаптивной физической культуре, и другие сотрудники социальной сферы должны обладать представлениями об основных симптомах, стадиях, осложнениях заболевания, о потребностях людей, живущих с деменцией.
Среди тем лекций, которые прослушают участники проекта, например, «Клинические симптомы и причины деменций в позднем возрасте», «Практические советы по уходу за пациентами с деменцией», «Поведенческие и психотические симптомы деменции», «Как вести себя с пациентом», «Коррекция факторов когнитивного снижения в позднем возрасте» и другие. Наконец, учащиеся будут поэтапно решать клинические задачи, чтобы интегрировать теорию в практические навыки.
Всё это поможет хоть немного проникнуть в мир подопечных, живущих с деменцией, и понять, что жизнь действительно продолжается, даже когда ясность мышления и память подводят человека. Будет ли эта жизнь наполнена тревогой и тоской или позитивом и добрыми эмоциями – во многом зависит от ухаживающих, в данном случае – от персонала домов-интернатов.
«Пожилым людям, которых в случае развития деменции не перевели из дома престарелых общего типа в психоневрологический интернат, надо сказать, посчастливилось. Другая проблема, что с людьми с деменцией нужно уметь работать с учетом их состояния, – говорит руководитель отдела по работе со стационарными учреждениями Тамара Портнягина. – Однако в домах-интернатах к ним зачастую относятся как к «глупеньким», даже в какой-то степени отталкивают их от себя. Люди просто сами себе там предоставлены. Либо с ними пытаются заниматься точно так же, как с людьми, у которых нет деменции».
В обоих случаях человек, живущий с деменцией, будет чувствовать себя плохо. Очевидно, что сложно как персоналу, так и жильцам интернатов. Сотрудники работают «вслепую», не зная, как помочь своим подопечным, сталкиваются с ощущением бессилия, выгорают. А люди с деменцией абсолютно не виноваты в том, что такими стали.
«Если же пожилого человека перевести в психоневрологический интернат при первых стадиях деменции, он может попасть практически в ад. И не потому, что в ПНИ какие-то особенно жестокие условия. А потому, что человек периодически вспоминает себя и осознает, что он попал в незнакомое место, потом вновь возникают провалы, он дезориентируется еще больше, чем в знакомой обстановке, пытается найти знакомые лица, как-то определить, что происходит. Плюс персоналу очень тяжело работать без подготовки – они очень мало знают о том, как помочь человеку с деменцией. Это заведомо условия, в которых нашим старшим с когнитивными нарушениями не получить помощи, соответствующей их состоянию здесь и сейчас», – добавляет Тамара Портнягина.
Эксперты фонда уже познакомились с учреждениями, которые участвуют в проекте. В некоторых из них уже начали по мере сил создавать мультидисциплинарные бригады по помощи людям с деменцией, в том числе работают ранее обученные при участии фонда эрготерапевты, которые помогают обустроить адаптивное пространство для таких подопечных. Новая обучающая программа также получает большой положительный отклик, потому что проблема комплексной помощи давно назрела – нужно помочь сотрудникам учреждений наладить ее решение.
Для каждого учреждения-участника проекта фонд также закупит материалы для организации дневной занятости, обустройства пространств и качественного ухода для пожилых людей с когнитивными особенностями.
Проект «Деменция. Жизнь продолжается» реализуется на средства Фонда Президентских грантов.