Город-щит, город-герой, красивейший форпост почти на границе с Белоруссией. Мое восприятие действительности таково, что «два пальца по карте и мы на месте» превратилось в пятичасовое путешествие. Но пейзажи – это невероятная красота глухих Андреапольских лесов, беломошье, озеро Охват, старорусские названия рек и деревень, все это превращает время в пути в захватывающую исследовательскую поездку. Каждый населенный пункт по дороге – история подвига русского народа в войне, о чем свидетельствуют информационные щиты.
И вот мы на месте. Сколько лет я организую поездки в дома престарелых, концерты? Я уже не вспомню, сколько их было. Но каждый раз для меня это волнительная история. Организатор ли ты, участник мероприятия, ибо ты на виду, тебя очень ждут, и это невероятным образом наваливает на твои плечи такую гору обязательств о «высшем уровне твоего присутствия в доме», что волнение невозможно описать словами. И вот перед тобой полный зал. А ты совсем не публичный, например, человек – бухгалтер или инженер, студент или семинарист. Ты берешь в руки песенник и поешь, как можешь. Раньше такие выступления были редкостью в домах-интернатах. А сейчас ситуация такова, что творческие коллективы сами звонят, просят разрешения выступить перед бабушками и дедушками — и это победа.
А что же делать нам, волонтерам? У нас по-прежнему только зачастую гитары-баяны, песенники, шарики и не очень грамотное исполнение да нервическая забывчивость слов песен. А зал полон и надежда на то, что гости бывают редко, разбивается о слова персонала — «да концерты-то у нас каждый день, вот вчера хор, а позавчера артисты приезжали». Начинается мандраж. Да, мы теперь готовимся к нашим концертам гораздо тщательнее – стараемся находить костюмы, конферанс, микрофоны и приглашаем профессионалов. Но мы все одно – волонтеры, а не хор или не оркестр.
Так почему полный зал? Почему приходят и ободряюще хлопают – «давай, не стесняйся!»? Да потому, дорогие мои, что ни один исполнитель в хоре-оркестре не спустится в зал обнять бабушку, увидев, что она загрустила в своих воспоминаниях, редкий артист-исполнитель поменяет программу «по требованию», и, наверное, главное – не вернется сюда через месяц или два к своим друзьям, знакомым и дорогим лицам.
Спасибо всем за это «воспитание чувств». Пожилым людям за терпение, волонтерам за преодоление страхов и комплексов. Ведь в результате получается то, что я в который раз наблюдала в зале Великолукского интерната для пожилых людей и инвалидов — волшебная сила преображения из волонтеров в суперартистов, а из серьезных лиц бабушек и дедушек в счастливые и светлые. А потом палаты, концерты маленькие для тех, кто не может вставать. И это еще волнительнее, ибо лицом к лицу. И капля неискренности в интонировании песни привести может к тому, что человек просто отвернется или закроет глаза. Или будет недоволен или обижен неуместными «жалостливыми» фразами.
Слава вам, волонтеры и добрые люди! За ваши бесконечные километры дорог по стране, за ваши добрые сердца и понимание важности этого дела, под кодовым названием «старость в радость». Фото из Великих Лук.