«Другая деменция»: есть маршруты, кроме ПНИ — Старость в радость «Другая деменция»: есть маршруты, кроме ПНИ — Старость в радость
Как сделать старость достойной
для каждого человека?

Делать всё возможное,
чтобы помочь тем, кто уже сегодня
стар и слаб и нуждается в помощи.

Чтобы стареть было нестрашно.

Подробнее



×
Благотворительный фонд помощи пожилым людям и инвалидам
← Все новости


«Другая деменция»: есть маршруты, кроме ПНИ
24.09.2024

Осень – время учебы, и 118 директоров и врачей-психиатров из интернатов в 45 регионах собрались в Москве для участия в школе нашего фонда, которая называлась «Другая деменция». Две недели мы обсуждали острые темы ухода и общения с людьми с деменцией, вопросы законодательства и другую проблематику.

«Темы для освещения на школе в основном формировались по результатам посещения сотрудниками фонда психиатрических больниц в регионах. В гериатрических отделениях находится много пожилых людей, которые могли бы нормально жить в домах-интернатах общего типа, но они ждут своей очереди в психоневрологические интернаты», — говорит руководитель отдела фонда «Старость в радость» по работе со стационарными учреждениями Тамара Портнягина.

Потребности пожилых людей с деменцией очень отличаются от нужд молодых ребят с особенностями развития и взрослых с другими хроническими психическими заболеваниями, которые тоже попадают в психоневрологические интернаты. Те люди с деменцией, которые уже сейчас находятся в психоневрологических интернатах, нуждаются в другом окружении, другом обустройстве пространства. При этом персонал зачастую лучше умеет работать с молодыми ребятами с инвалидностью, и все усилия по созданию комфортной среды и осмысленной занятости направляет в основном в их адрес.

«Мы давно понимали по общению и с представителями социальной защиты, и с органами здравоохранения, что учреждения общего типа сами «выталкивают» людей с деменцией, не желая иметь дела с теми, с кем не умеют и не готовы работать», — отмечает Тамара Портнягина.

Цель нашей школы — показать в первую очередь руководителям учреждений, что люди с деменцией нуждаются в особом уходе и обустройстве среды, что нужно учить персонал понимать этих людей. При выполнении определенных условий им будет безопасно и комфортно находиться в интернате общего типа. Мы дали руководителям конкретную информацию о том, как и что они могут без существенных затрат сделать, чтобы повысить и качество жизни подопечных, и мотивацию сотрудников.

Мы пригласили и внешних экспертов.
Например, Ольга Алексеевна Русаковская, кандидат медицинских наук, сотрудник Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, рассказывала о деменции немедицинским языком и зацепила каждого слушателя, особенно докторов-психиатров. Она показала, что случаи, когда фармакотерапия при деменции подбирается так, что получать ее можно только в психоневрологическом интернате, сейчас очень редки. Большинство современных схем терапии вполне допускает, что человек будет жить дома с сопровождением близких или помощника по уходу, либо в интернате общего типа.
На мышление также влияют вещи, далекие от медицины: например, для многих женщин важна возможность выбирать прическу, иметь маникюр, а одинаковая стрижка под машинку и круговорот халатов из прачечной, да еще не по размеру ускоряет потерю когнитивных возможностей.

Другой эксперт, архитектор Наталья Хритова, рассказала об особенностях обустройства пространства для людей с деменцией. Пожилой человек с когнитивным снижением иначе воспринимает цвета, категорически нельзя, например, экономить свет в коридорах.

Коллеги из благотворительного центра «Хэсэд Аврам» показывали тренинги, которые могут затормозить развитие заболевания и наполнить дни пожилых людей с деменцией. С научными фактами в руках они показали, что смена бытовой активности – один из сильнейших факторов замедления болезни. А это значит, что привлечение пожилых людей к организации собственных вещей в комнате, к готовке, к огороду в посильных объемах, да хоть к уходу за комнатным цветком, может быть терапией. Иногда чрезмерный уход порождает выученную беспомощность и этим наносит больший вред, чем недостаток заботы.

Много внимания уделили законодательству. Согласились на том, что на сегодня в правовой базе нет ограничений, чтобы люди с деменцией находились в интернатах общего типа.
Каждый день участники школы переходили к изучению более тяжёлой степени деменции. Под конец не обошлось и без рассказов об уходе и позиционировании.

Проект «Деменция, жизнь продолжается» реализуется более чем в 15 регионах страны при поддержке Фонда президентских грантов.

Теги: , , , ,

Хотите получать письма о том, как Фонд вместе с Вами помогает бабушкам и дедушкам? Подписывайтесь!

Будем присылать только самое интересное.

Нажимая "Подписаться", вы принимаете соглашение об обработке персональных данных и политику конфиденциальности.