«Для вас готовы чай и кофе! И есть булочки», — загадочно улыбаясь, объявила Тамара Портнягина, ведущая Школы, руководитель отдела стационарной помощи фонда «Старость в радость». А Лена Андрев, эксперт нашего фонда, пояснила: «При этом выполните, друзья, одно задание: объединяйтесь по парам, один — «жилец пансиона», он завязывает шарфом глаза, второй — «сиделка», которая вечно торопится. Ей надо отвести опекаемого в столовую, соблюдая безопасность, накормить и напоить. Условие таково: опекаемый не может говорить. А потом поделитесь впечатлениями».
Директора пансионов и ПНИ, реализующие внедрение системы долговременного ухода в своих регионах, приступили к выполнению задания. «Жители интерната» в сопровождении «сиделок» неуверенной поступью направились по лесенке в столовую. «Сиделки» рассадили за столом «опекаемых», наполнили стаканчики чаем, принесли булочки. Процесс кормления был медленным и не всегда успешным: ведь человек с завязанными глазами, незрячий, не мог объяснить, прожевал ли он еду, не мог сказать, что ему хочется не есть, а пить.
Позже в зале делились впечатлениями: «Почувствовал одиночество, пару раз споткнулся. Начал руку выставлять вперед». «Тревога, беспомощность… Сопровождающий очень чуткий. Объяснила, что будем есть, что пить. Персонал должен учиться, да…». «Страх нарастает, потому что не понимаешь, куда тебя ведут. Весь мир воспринимается только ушами». «Выбора нет. Когда человек на надомном обслуживании, он привыкает к одной сиделке, а в стационаре у сиделок смены. Надо привыкать к разным, к их манере вести, кормить… Это очень сложно».
Вывод таков: сиделок нужно учить кормить опекаемых, иначе жизнь в интернате будет нелегкой.
Вторую половину учебного дня посвятили теме деменции. Это не удивительно: в мире это заболевание имеют 45 млн человек, каждую секунду на Земном шаре ставится один новый диагноз «деменция».
«Мы с вами — поколение деменции», — констатировала Лена Андрев. Что делать? Тему ухода в другую реальность слушателям предложили нарисовать. Оказалось: большинство воспринимает эту болезнь как синоним пустого ужаса, дороги «в никуда». Но Лена пытается объяснить, как общаться с такими людьми, у которых фактически нет мыслей о будущем, зато есть о прошлом, а настоящее не ограничено никакими нормами. Это правда, страшнее, чем деменция у близких людей, нет ничего. И нет средств для профилактики этой болезни.
В таком состоянии человек утрачивает ранее усвоенные знания и навыки, разрушается память короткая, потом — и вся память. Он становится полностью зависимым от окружающих. Нарушается речь, целенаправленные движения. Нетронутыми остаются лишь эмоции, чувства. И только через них можно наладить контакт с больным человеком. Ведь сердце деменция не затрагивает.
Они живут в другой реальности, и не надо ломать их реальность, пытаясь убедить в очевидных вещах. Точно так же, как и здоровые люди, они ощущают боль, только не могут пожаловаться. Они не сдерживают эмоции, но «отражают» наше поведение, наши чувства.
Что делать в таких случаях? Отвечать на чувства, а не на слова, понять и принять, объяснила Лена Андрев. Досуг таких людей особенно сложен: они не могут дольше 10 минут заниматься одним и тем же делом. Но им полезно рисовать, слушать музыку, радоваться цветам, детским игрушкам, ароматам. Хаотичная деятельность — это их собственная фантазия на тему занятий своими любимыми делами, поэтому не нужно ругать или упрекать их за то, что в комнате все «вверх дном». Главный инструмент общения с больными такого рода — проявление любви, положительных эмоций, понимание ситуации, осознание того, что они делают не назло. Тактильный контакт также важен, но нужно прежде изучить, какие прикосновения стерпит жилец интерната.
Чтобы руководители социальных учреждений, участники обучения в Школе фонда, смогли оценить, насколько эти «зоны допуска» разные, наши лекторы дают задание. Раскрасить рисунок тела так: красным — участки тела, к которым нельзя прикасаться, зеленым — можно, желтым —нежелательно. Через 10 минут на стене зала появляются картинки: у одного почти все тело закрашено желтым – трогать нежелательно. У другого красное – это голова и шея, а также вся нижняя часть тела. «Да… предстоит еще долго изучать своих опекаемых», — резюмирует один из директоров.
Итак, основная проблема — нарушение коммуникации: мы не понимаем их, они не понимают нас. Как установить контакт? Найти тему, которая близка человеку и переключить его на эту тему. Тогда можно избежать конфликта, отвлечь больного и успокоить.
В последний день Школы директора домов престарелых и ПНИ будут защищать тематические проекты по практикам системы долговременного ухода. Ну а строгим судьям, наставникам из фонда «Старость в радость», предстоит насладиться зрелищем: наши слушатели талантливы и артистичны. Они покажут, на что способны.
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов.