Когда началась война Анне Васильевне было 20 лет, ее дочери Валентине — 2 годика. Жили они в одной из деревень в Мордовии. На фронт ушли больше трех десятков их родных, «только по линии отца погибло 28 мужчин, никто не вернулся… по маминой линии я даже не считала…» — вспоминает Валентина Васильевна. Похоронки приходили одна за другой… Собирали поминальный обед по 19-летнему брату Анны Васильевны, в этот же день пришла повестка о смерти ее мужа Василия (тоже 19-летнего), но пришла на имя свекрови (мамы погибшего), у которой от страшного известия отнялись ноги… Больше она до конца своих дней не ходила… Вспоминали бабушки, как укрепляли их песни тех лет, давали силы наравне со скудной пищей. Говорили, что снова услышать песни военного времени – это праздник для них.
И неизменно бабушки желали здоровья и мира, чтобы не было войны, чтобы никому не довелось пережить то, что выпало на их долю…
Рашиду Борисовичу в этом году исполнится 88 лет.
Семья, в которой он родился, была благополучной и обеспеченной, но попала под волну репрессий: отца отправили на Беломорканал, у семьи забрали все имущество, включая дом. «Мама успела спрятать некоторые вещи, а я, как был на улице в бархатном костюме с бабочкой, так в этом и остался…». Еще до войны, окончив с отличием 7 классов, пошел работать на завод, был мастером на все руки: нужно было кормить себя и маму (она была болезненной).
Началась война, его призвали в Первый Прибалтийский фронт «чистить леса от врагов», а мама, будучи парикмахером, помогала стричь и обривать раненых в госпиталях. После Победы Рашида Борисовича определили на службу в «российское отделение КГБ в Германии». По возвращении на Родину Рашид Борисович обучался в школе рабочей молодежи, затем поступил в Уральский государственный политехнический университет имени Кирова (ныне УрФУ) и снова пошел трудиться на завод, уже главным конструктором.
Как признался Рашид Борисович, в молодости он очень любил танцевать и кружил на всех вечерах, выбирая себе в пару девушек, которые тоже хорошо танцуют. По сей день он очень любит музыку, особенно оперу. «В советское время мы жили хорошо, было очень хорошо, люди были добрее. Девочки, девушки, женщины были другие, одевались скромно, ничего лишнего себе не позволяли, мы их уважали очень». Свою единственную спутницу жизни – Валентину Ивановну, Рашид Борисович встретил в 32 года, когда «уже окреп и встал на ноги», тогда и создали семью. С большой теплотой и любовью он вспоминает о свое Валентине: какой она была умницей, как шила и вязала, какой хорошей была хозяйкой, как работала в профкоме, как все ее уважали и любили, говорит, «таких сейчас больше нет»… Хорошо окончив институт (тоже УПИ) и поступив в аспирантуру, Валентина Ивановна продолжить обучение не смогла: она ждала появления первенца, а наука требовала полной самоотдачи. Рашид Борисович и Валентина Ивановна прожили вместе 50 лет, воспитали сына Бориса и дочь Елену, радовались внукам. Сейчас Рашид Борисович живет один, в прошлом году после тяжелой и продолжительной болезни в возрасте 81 года ушла из жизни его супруга (сколько было сил Рашид Борисович ухаживал за ней самостоятельно), теперь его навещают дочь и внуки.
Трудно передать словами, как искренне дедушка радовался вниманию, встрече и «песенкам»: «Не думал, что так может быть! Это Праздник! Я как будто бы сейчас в то время сижу с вами рядом молодой»