«В старости люди не переходят в другой класс людей» — Старость в радость «В старости люди не переходят в другой класс людей» — Старость в радость
Как сделать старость достойной
для каждого человека?

Делать всё возможное,
чтобы помочь тем, кто уже сегодня
стар и слаб и нуждается в помощи.

Чтобы стареть было нестрашно.

Подробнее



×
Благотворительный фонд помощи пожилым людям и инвалидам
← Все новости


«В старости люди не переходят в другой класс людей»
24.09.2021

Друзья, если вы еще не слушали передачу «Как повысить качество жизни пожилых граждан и инвалидов?» на «Радио России», предлагаем расшифровку выступлений Елизаветы Олескиной и Киры Белелюбской.

— Елизавета, существует ли статистика, сколько людей старшего возраста считают себя счастливыми? Наверное, единицы?

— Иногда мы сами сводим свои потребности к минимуму. Например, есть поговорка про «подать стакан воды». Что мы считаем счастливой старостью? Если считать критерием этот стакан, то таких людей будет много. Но хотим ли мы такую старость для себя или для своих пап и мам?

— Счастливая старость — это когда ты кому-то нужен.

— Все верно, но это относится не только к пожилым людям. Те, кто занимается благотворительностью, понимают, что вообще всем людям хочется ощущать свою нужность. И это понимание приходит не в старости, а по мере осознания себя на белом свете.

— Существуют ли какие-то специфические качества жизни пожилых людей?

— Очень важно всем понять, что человек может дожить до 80 лет и даже до 120, но от этого он не переходит в какой-то другой класс людей с особыми потребностями. Причем почему-то предполагается, что в старости они минимальны и сводятся к самым простым — поесть, переодеться, полежать и т.д. Это стереотип, который не имеет ничего общего с реальностью. Потребности пожилых людей, как и у каждого из нас многогранны связаны из того, из чего состоит человеческая жизнь. Они хотят любить и быть любимыми, быть востребованными, занятыми осмысленной деятельностью. И конечно, хорошее самочувствие важно.

— А откуда взялся этот стереотип? Он ведь существует не только у молодых? Ведь многие пожилые сами говорят, что им многого не нужно.

— Скажу только, что этот стереотип оправдывает тяжелую и мучительную жизнь стариков в отсутствие помощи со стороны соцслужб, поддержки семьи, доступной качественной медицины. Когда на тебя все махнули рукой, в какой-то момент ты решаешь: это с тобой что-то не так, а не с системой. Когда мы изучали тему насилия над пожилыми людьми, меня поразило существование такой категории как самонасилие или автоагрессия. Это когда пожилой человек начинает себя списывать, ищет оправдание, почему все вокруг против него.

— А как наладить систему ухода за пожилыми?

— Важно правильно разделить обязанности между государством и семьями. И, конечно, часть должны на себя взять некоммерческие организации, благотворительные фонды, местные сообщества. Во всем мире на протяжении последних 30 лет выстраиваются системы долговременного ухода. У нас сейчас пока идет пилотный проект, но со следующего года начнется внедрение в большинстве регионов на постоянной основе. И тогда система возьмет на себя огромный кусок поддержки людей, нуждающихся в уходе дома, и поддержки их семей, потому что нельзя оказывать помощь только нуждающемуся, не помогая его близким.

— Последний вопрос. Сколько времени нужно, чтобы у нас в стране эта система начала работать без сбоев?

— На него можно ответить, когда будет решен вопрос финансирования. К счастью в правительстве есть решение, что люди будут получать помощь — пусть в минимальном объеме, но бесплатно. Люди смогут ходить на работу не переживая, что пожилой человек остался дома один. Эта система должна финансироваться централизованно и не должна ложиться на плечи регионов. Пока решения нет, но скоро оно должно быть принято. Пока в пилот вовлечено 24 региона, но со следующего года их будет еще больше. А это— тысячи людей, которые получили необходимую им поддержку.

 К разговору присоединяется Кира Белелюбская

— Кира, здравствуйте! По своему опыту понимаю, что людям, даже при самом качественном уходе в пансионатах, хотелось бы жить дома. Вы согласны?

— Мы стараемся доносить до всех лиц, принимающих решения, что пожилые люди предпочитают жить дома. Ведь это миф, что за рубежом все мечтают попасть в дома престарелых. А если посмотреть на проблему экономической точки зрения, поддержка надомного ухода обойдется государству дешевле. Надо понимать, что хотя пребывание  в доме-интернате стоит 75% пенсии, на самом деле, государство тратит гораздо больше средств.

— В пандемию сложнее всего оказалось пожилым одиноким людям. Как выявлять, что человеку требуется помощь в таких условиях?

— На самом деле, можно и без пандемии зайти домой к пожилому человеку и не увидеть, что ему нужна помощь. Как мы определяем? Смотрим на то, как человек питается. Ведь представление о том, что пожилые довольствуются минимумом — заблуждение. Им нужны еда, питье, гигиена, прогулки ровно также, как и людям другого возраста.

— По своему опыту: я часто спрашивал маму, почему она мало ест. Холодильник забит, а ей ничего не нужно.

— Есть такой гериатрический синдром, причина которого не в недостаточности еды, а в отсутствии людей вокруг. Одному есть не хочется! Зато в дневных центрах пожилые люди даже набирают вес, потому что могут общаться друг с другом.

— В старости у людей ухудшается характер, причем они не могут этот процесс контролировать. Это же все-таки профессия — общаться с пожилыми?

— Есть две новости — хорошая и плохая. Плохая — практически все мы все будем иметь в старости те или иные заболевания. Шанс, что выйдя на пенсию, мы сохраним здоровье, минимален. А хорошая новость — с многими заболеваниями можно жить долго. И поэтому нам важно формировать свой характер. Учиться принимать помощь, не сердиться, не злиться, помогать другим, окружать себя друзьями. Надо также понимать, что характер просто так не портится — обычно это следствие перемен со здоровьем или одиночества. Например, у пожилых людей постоянно что-то может болеть. Они либо скрывают это, либо чрезмерно много жалуются.

Но самое трудное — это проблемы с памятью. Представить, что ты не помнишь, как зовут твоего ребенка — это очень страшно. И тут любой характер изменится в худшую сторону. Что делаем? Отслеживаем, смотрим и не запускаем. Если нас сейчас слушают взрослые дети пожилых родителей, они должны понимать, что забывчивость в старости — это ненормальное состояние.

— Что нужно делать при первых симптомах деменции?

— Проблемы с памятью — это не обязательно деменция. Но в любом случае, когда у вас возникают подозрения, нужно обращаться к врачу, не стесняться. А в среднем возрасте нужно обязательно следить за своим давлением, поскольку скачки давления провоцируют проблемы с памятью в более позднем возрасте. Но это очень большая тема, и вряд ли мы успеем ее обсудить. Скажу, что ООН объявила 2021–2030 годы десятилетием здорового старения, и я предлагаю следовать этой важной инициативе. 

Теги: , ,

Хотите получать письма о том, как Фонд вместе с Вами помогает бабушкам и дедушкам? Подписывайтесь!

Будем присылать только самое интересное.

Нажимая "Подписаться", вы принимаете соглашение об обработке персональных данных и политику конфиденциальности.