Междисциплинарные команды созданы в 38 интернатах, пройти диагностику и получить помощь смогли более 1700 пожилых людей.
В каждом из 15 регионов, где работа шла с начала проекта, участвовали психоневрологический интернат , дом-интернат «общего профиля», и по одному интернату из «дополнительных» пяти регионов, где консультации по проекту и реализация индивидуальных планов сопровождения жильцов продолжатся до конца года.
«Не для красного словца говорю – я видела, как менялось мировоззрение сотрудников учреждений, как они организовывали работу с людьми с деменцией. Если мы будем с этими людьми общаться как с маленькими детьми, или как с людьми с психическими заболеваниями другого плана, то получим не те результаты, которых хотели бы. Именно незнание, как работать, может привести к агрессии пожилого человека. В большинстве же случаев сотрудники со временем говорят, что забыли о многих сложностях, с которыми мучались раньше», – отметила руководитель отдела по работе со стационарными учреждениями фонда «Старость в радость» Тамара Портнягина.
1721 человек с уже установленным диагнозом деменции или с начальными ее симптомами прошли диагностику, были созданы индивидуальные планы поддержки. Эксперты фонда не только проводили дистанционные консультации, но и приехали в каждое учреждение с мониторингами в начале и конце работы по проекту, чтобы определить задачи по улучшению качества жизни людей с деменцией.
По итогам участия в проекте у 57% пожилых участников увеличилось число баллов по тесту MMSE. У 6% баллы снизились. Снижение понятно: деменция – это прогрессирующее заболевание. А как могло случиться повышение баллов, если не было ошибок в диагностике?
«Для участников проекта сделали навигацию – визуальные ориентиры в комнатах и коридорах, повесили яркие календари, крупные часы. И люди перестали заходить в случайные комнаты, стали самостоятельно находить уборные, сориентировались во времени года, во времени, потому что по утрам с ними стали не просто здороваться, а вместе менять дату на календаре, вспоминать день недели и месяц», – поясняет Тамара Портнягина.
Самые радостные для экспертов результаты – это, как ни странно, сохранение баллов в тестировании без изменений. Это значит, что предотвращается прогрессирование когнитивных нарушений. Без планомерной работы, когнитивных тренингов, физической активности, общения – у большинства людей, уже имеющих деменцию, за полтора года стали бы заметны ухудшения.
Как меняется в реальности жизнь человека, когда мы говорим об увеличении числа баллов по тесту?
В Костромском интернате 69-летняя Александра Алексеевна была хмурой и необщительной. На вопросы она, казалось бы, отвечала, но понять ее никто не мог. За профессию – обувщица на фабрике – было сложно «зацепиться». И степень деменции умеренная – 19 баллов из 30 по тесту и за цветами на этаже женщина ухаживала, но не могла пользоваться телефоном и телевизором, постоянно находилась в плохом настроении.
Александре Алексеевне оказалась интересна теплица на территории интерната. Ее пригласили заняться рассадой – это не значит, что она сразу преобразилась. Она приближалась к занятиям с опаской, не была уверена в себе, но однажды все же осталась. В итоге цель достигнута – став ухаживать за огурцами в теплице и на грядках, увидев плоды своего труда, Александра Алексеевна преобразилась и приобрела уверенность. Вскоре персонал заметил, что она ходит уже не в халатике, а выбирает из шкафа разные наряды, а к сбору урожая даже достала красивую шляпку. Собрала огурцы, лучок, зелень, тут же в комнате сделала салат и начала угощать подруг.
Теперь Александра Алексеевна ходит на ЛФК с группой, посещает психолога и занятия с культоргом. Она по-прежнему немногословна, но ее уже вполне можно понять. А при тестировании набрала уже 20 баллов: это значит, что ее когнитивные нарушения не умеренной степени, а легкой!
В Бузулукском доме милосердия «Оберег» живет Валентина Максимовна. Она приехала незрячей и ей сделали операцию – удалили катаракту. Но замкнутость характера сохранилась, ей было тяжело в связи со смертью сына. В прошлом она работала бухгалтером, но сердцем принадлежала книгам, часто ходила в библиотеку. Сотрудники решили предложить ей стать волонтером в библиотеке дома милосердия.
Начали даже не с книг, а с полива цветов в библиотеке – Валентина Максимовна стала охотно туда приходить и признавала, что ей комфортно в этом тихом уголке. Для снижения уровня стресса проводились регулярные занятия в сенсорной комнате, а для невербального выражения эмоций песочная и арт-терапия. Увеличилось и число занятий физкультурой. Постепенно Валентина Максимовна стала помогать посетителям находить книги, интересные именно для них, а потом разносить книги и журналы по отделениям для немобильных соседей. Со временем замкнутость отступила.
Стало очевидно, насколько важно было вернуть ей чувство собственной нужности, общаться, делиться опытом. Тестовые баллы Валентины Максимовны остались на том же уровне – но существенно повысилось качество жизни.
«Проект, поддержанный фондом Президентских грантов, завершен в 15 регионах. Однако беседуя с сотрудниками и администрацией учреждений-участников, мы всегда спрашиваем: что будет дальше? И они отвечают, что уже не смогут работать по-другому, что созданные мультидисциплинарные команды собрались для помощи не только нескольким или нескольким десяткам жильцов, но и всем, кто нуждается или будет нуждаться в поддержке. Это и было целью проекта», – говорит Тамара Портнягина.