«Песняры» согласились выступить с концертом, исполнить известные песни, такие как «Вологда», «Молодость моя, Белоруссия», «Наши любимые», которые бабушки и дедушки, конечно же, знают и любят. Концерт начался в 4 часа, и пели на нём не только «Песняры», но и Алина, наш постоянный волонтёр. Проживающие танцевали под её зажигательные песни и, в целом, концерт получился очень веселым, бабушки с удовольствием подпевали Алине и «Песнярам»!
Поехала с нами и наш чудесный волонтёр Джема вместе с мужем и двумя своими детьми. И не только с ними! Джема работает в школе и в этот раз пригласила пятиклассников и семиклассников присоединиться к волонтёрам.
Вот что Джема рассказала о своих впечатлениях от поездки:
«Нас стало больше!
Благодаря Кате [Екатерине Тимушковой – коллеге Джемы] мы в школе организовали благотворительный сбор для фонда «Старость в радость». Поначалу он состоял из 3-х пакетов, а потом получился целый багажник авто! В пятницу мы рассортировали всё по группам: творчество, к чаю, игры и рукоделие, памперсы. Добрые люди несли чай, мягкие сладости, ручки и карандаши, цветную бумагу и пазлы, пряжу и спицы, пластилин и краски, календари и шампуни и много-много всего, что радует наших подопечных.
А у Кати в классе выстроилась целая очередь из желающих поехать. Понятно, что такому учителю, как она, доверяют детей с закрытыми глазами, даже если дорога — 3 часа в одну сторону. И мы отправились – конечно, с приключениями, куда без них?)))
От нашей школы поехали 8 стойких оловянных солдатиков из 5 «г» и 7 «г». Милана [дочка Джемы] – закалённый воин света, а другие прошли своё первое испытание – отправились в дальний путь, встали рано (в выходной хочется проваляться в постели до 11, а надо быть в 8.45 на холоде возле школы), терпели тесноту и укачивание. Для многих детей, привыкших к комфорту, эти цели недостижимы и как здорово, что нашлись те, кто преодолел себя и пошёл дальше!
Почти всю дорогу дописывали поздравления (каждый раз мы везём именные открытки для постояльцев домика) и рисовали фломастерами цветы, танки и самолёты: бабушкам открыточки с Международным женским днём, дедушкам – с Днём защитника Отечества. Были и персональные подарки на День Рождения: Милана за три недели нарисовала на досточках цветы, муж просверлил дырочки, а в машине подростки наклеивали бирки – каждому имениннику свой подарок.
Осталось время и на песни – вот она, прелесть маленькой укулеле! – пели «Батарейку» Жуков, «Кудрявых мальчиков» Алёны Швец, «Кукушку» Цоя и «Самого дорогого человека».
Держались молодцом: Миланины одноклассники пошли с ней, а «пятачки» – со мной. Пели старательно, по очереди читали стихи. Никита покорил всех бабушек – они звали его посидеть рядом с ними, давали груши и йогурт – единственное, чем могли поделиться, ведь в доме престарелых у тебя почти нет ничего (кроме личных вещей, лежащих в тумбочке и узком отделении шкафа), а порадовать гостей хочется… Волонтёры не принимают личные вещи, а яблоко или йогурт взять можно: бабушки с удовольствием проявляют заботу о «внуках». Галя, мама Ярослава, помогала семиклашкам петь: у нее красивый голос и прекрасный слух, нашу же компанию спасала Катя. Никита смешил своим стихотворением про опоздавшего ученика, Назима, Камилла и Миша читали классику – сразу видно, что их «мама» преподаёт русский язык и литературу.
Мы с Катей шутливо выдавали замуж бабулечку, которая скоро будет праздновать юбилей – 90 лет. Знаете, есть такие бабушки, божьи одуванчики, которые ни на что не жалуются, спокойно несут свои тяготы и радуются даже мелочам. Кажется, рядом с ними можно согреться… «Да куда ж мне, девоньки? Стара уж» – «Дак вон как улыбаетесь, глазки горят, платочек беленький, на щёчках румянец — невеста!».
Во время концерта мы с дядь Юрой вспоминали СССР – необъятную Родину миллионов людей, засеянные поля, трудовую жизнь в деревне, и вздыхали о том, что сейчас деревня вымирает, а поля поросли бурьяном, всем правят деньги и настоящие ценности почти канули в Лету… «Мне что? я уж прожил 65 лет, на покой пора» – «Какой ещё покой, дядь Юр? Второй Союз будем строить, дел впереди много!»
В этот раз музыкантов было достаточно, мы спели всего в нескольких палатах и распрощались – старшие оставались на концерт (раздавать дедушкам открытки, бабушкам – цветы), а пятиклашки помчали домой: устали, а дороги впереди всё те же 3 часа…
Мы вернулись в 9, распрощались в полдесятого. И, конечно, вернёмся в Вязьму снова. А, может, и не только Вязьму навестим, время покажет…».
А вот таким чудесным рассказом поделилась наш постоянный волонтёр Юля:
«В доме престарелых в Вязьме — более 250 бабушек и дедушек. Более 250 историй жизни, полных радости, страданий, разочарований. В двух соседних палатах живут две бабушки Веры.
Первая — хорошо знакомая бывалым волонтерам БабВера. Она уже давно почти не ходит и говорит, потому что у неё из рабочего остались только голос и по три пальца на каждой руке. Поэтому от неё всегда можно услышать самобытные страстные баллады о неверных жёнах и свершившейся расправе над любовниками, а рядом на кровати сложены связанные крючком салфетки.
«Знаешь, дитёнок, я сижу, вяжу крючком и одновременно сплю, и вижу во сне всех своих ухажеров. Вот раньше с вами приезжал, как он со мной пел! Я в него влюбилась. А спросила, с какого он году, а он моему сыну ровесник, но влюбилась все равно. А вот еще был у меня ухажер — Казимир, помёр уже. Я его спросила, а по-русскому-то тебя как звать, а по-русскому — Саша. Так вот мы с Сашей как-то играли в карты, он мне продул 8000 рублей и хотел отдать. Но я не взяла ни в коем случае! Потому что я прилично получаю, государство плотит. А сейчас нет ухажеров, никто тут не заходит, не с кем даже в карты поиграть».
У Васи, молодого мужчины-волонтера, БабВера спрашивает: «Ты женат? Молодец! Ну ты там от жены не хулиганишь? А маленькие есть? Есть? Хорошо, ну еще делай!»
Нам пора идти в следующую палату, и БабВера запевает очередную песню-присказку, которые услышать сегодня можно только от стариков:
Ох, ни с кем я не гуляю,
И никто мне не знаком,
Не болит мое сердечко
Совершенно ни о ком.
Мы, конечно, понимаем, что на самом деле сердце большое, горячее, и болит оно вперемешку со светлой радостной памятью о родном бабверином доме, умерших ухажерах, задорных танцах и песнях и многом другом. 22 марта у БабВеры юбилей — 90 лет.
В соседней палате лежит вторая Вера. Бабушка с невероятно светлым лицом уже почти ничего не видит и не слышит. К таким ба и де можно сесть рядом на кровать и просто взять за руку. Бабушка Вера теплыми ладонями сжимает мою руку и тихо плачет, но улыбается и радуется, что кто-то рядом и она не одна. Она очень переживает, что именно сегодня видит совсем плохо, и мы с ней обсуждаем, что это, наверное, просто давление и погода такие.
С нами в поездке самый юный волонтёр Костик, которому даже не исполнился год. Надя, отважная мама Костика, подносит его к бабушке, бабушка берет в руки маленькую ножку, и лицо ее озаряется невероятной радостью и безусловным удивлением: «Какая маленькая ножка!»
«А пульс у меня есть?» — спрашивает бабушка. Я нахожу пульс на ее правой руке и говорю, что он хороший и ровный. Бабушка Вера улыбается: «А на второй руке?»
И во второй руке кровь спокойно пульсирует в такт столько всего пережившему сердцу. Бабушке — 92 года».
Пока в Вязьме волонтёры продолжали общаться с бабушками и дедушками, дарить сладкое и цветы (а мы в этот раз подарили тюльпанчики всем прекрасным дамам, проживающим в домике в Вязьме!), одна машина с волонтёрами отправилась в Мольгино – там нас тоже ждали около пятидесяти бабушек и дедушек. Мы устроили небольшой концерт, Вера и Катя играли на гитаре, а ещё в этот раз «разбавили» концерт танцем – Катя с Игорем станцевали вальс. Одна бабушка потом после концерта взяла с нас обещание, что в следующий раз танца будет два:
«Как танцевали, как танцевали, ни одной заминочки не было! Прямо молодость вспомнила! Только в следующий раз побольше танцуйте, 2 раза. Всё, буду ждать!»
Спасибо, дорогие, всем, кто поехал в этот раз вместе с нами! Вы самая лучшая команда и с вами всегда очень надёжно и уютно!