Они были молоды!
Несколько раз Розалия ездила с волонтерами в небольшой дом престарелых в Кашинском районе Тверской области. Здесь все перезнакомились, просьбы были всегда индивидуальными. Бабушке Нине возили книги – однажды Розалия искала по всем развалам самые полные сборники стихов Рубцова и песен Высоцкого. Бабушка Анна просила пряжу, кто-то – другие подарки. Всегда устраивали чаепитие с пирогами. В ту поездку, о которой идёт речь, погода была хорошая, и столы поставили прямо на улице.
«Уже вечерело, вышли все бабушки в наших шалях, ярких, только что подаренных. Сидели-сидели, и запели – и это было до слез. Боже мой, XXI век, а ощущаешь себя, как в 50-е, когда девушки эти были молоды! Как на них прекрасно смотрятся наши шали! Как они запахнули их, как тихонько раскачиваются под песню…» – вспоминает Розалия.
Состаришься — приезжай!
В другой раз приехали в Первомайский интернат Тульской области. Волонтеров радушно приняли, провели по всему дому. «Смотрим – сидят жильцы, режут яблоки, раскладывают их по сушилкам, у них музыка играет, они поют и работают, на всю зиму себе на компот и пирожки заготавливают. В другом месте двое мужчин что-то из реек сколачивают, и явно гордятся своей работой, отодвигаются: смотрите, как получилось», — все эти картины остались в памяти.
Зашли с подарком и к бабушке Розе – а ей было уже за 90 лет.
«Она меня подманила, говорит: ты не бойся стареть! Ты посмотри, как здорово жить! Еще ближе приникла и прошептала мне на ушко: состаришься – сюда приезжай!» — вспоминает Розалия. И не исключает, действительно, переезда в пансионат, если ей потребуется уход.
Здорово возвращаться домой
Недавно волонтеры были с подарками в доме престарелых в Люблино. Перед тем бабушек и дедушек из этого интерната надолго расселяли по другим домам на время ремонта, и вернувшись, они заново адаптировались к обстановке.
«Сначала я думала, что в Москве ездить не надо, что там и без нас хорошо. Но оказалось, что хотя там хорошая мебель, питание и все такое, с личным гардеробом и вниманием и там дела обстоят не особо.
Мы приехали, а бабушки с восторгом нам шептали: «Как здорово, что мы вернулись домой!» Притом что некоторые были и в лучших условиях, с бассейном и прочими удобствами. Но как они были рады вернуться, встретиться со знакомыми! – рассказывает Розалия. – Этот их восторг меня царапал иглой по сердцу. Мы-то думаем: «стардом», «богадельня», а для них это – дом».
Люди, которые узнают о поездках в интернаты, часто полагают, что жильцы таких учреждений сами виноваты, что так сложилась их жизнь. Может, детей плохо воспитывали, может, ещё почему-то. Раньше Розалия пыталась развенчивать эти мифы.
«Сейчас я уже никому ничего не объясняю. Я просто думаю: как было бы хорошо на старости лет попасть куда-то, куда я была бы рада возвращаться!
Я и детям говорю, что обузой быть не хочу. Будет нужен уход – сама найду хорошее место, или они найдут. Не должно быть страшно стариться! Старость не должна быть равна одиночеству. Но не обязательно, чтобы меня в случае чего именно дети стерегли – я их воспитывала и растила для лучшего. Я знаю, о чем говорю: мой супруг давно умер, а я уже пережила два инфаркта. Но пока я дышу и пока у меня есть выбор – я буду счастлива».