А вы умеете разделять с другими их горе? Я вот — не очень. Ещё и поэтому эта история меня так восхитила.
Жил-был дедушка Фёдор Тихонович в ДП в Брянской области, и появилась у него внучка по переписке Валя из Москвы. В какой-то из наших приездов дедушка мне вдруг говорит: «А мы с Верой [это бабушка, с которой он дружит] в Москву к Вале ездили».
Я было решила, что дедушка уже немножко неадекватно оценивает реальность, но потом увидела в стенгазете их с бабушкой фотографии на Красной площади.
Потом Фёдор Тихонович с Верой Григорьевной ездили к Вале ещё раз, а в этом году Валя решила наконец впервые съездить с нами в Брянскую область — устроить Фёдору Тихоновичу такой вот новогодний сюрприз. Вчера вечером отправлялся наш поезд, а утром мне написала Валя — она позвонила предупредить о своём приезде, а оказалось, что за несколько дней до этого дедушки не стало…
«Я всё равно поеду, к Вере Григорьевне!» — сказала Валя. И поехала.
Сегодня утром мы выдвинулись по обычному нашему брянскому маршруту: Доброводье, Подывотье, Глоднево. А Валя поехала прямиком в последний пункт, и к нашему приезду успела поговорить с бабушкой, пообниматься с бабушкой, поплакать с бабушкой и сходить вместе с ней на кладбище на другом конце села. И ещё привезла красной икры, которую дедушка очень любил и изредка покупал, и сегодня как дополнение к ужину все желающие помянуть Фёдора Тихоновича получили по небольшому бутербродику с икрой.
В доме престарелых смерть — не то чтобы редкое явление. Привычное, заурядное. Представьте, как бабушке важно было, что рядом есть человек, который горюет вместе с ней, сильно и искренне, с которым можно весь день проговорить про любимого ушедшего человека. Разделить горе, да.
- Федор Тихонович
На первой фотографии — Валя с Верой Григорьевной, на другой — Фёдор Тихонович, когда я видела его в последний раз, 8 октября 2016 года.