Самые забытые места — психоневрологические интернаты — и туда попадают в том числе самые старенькие и слабые. Такие интернаты обычно большие, лежачих отделений много. Когда мы приезжаем с концертом, в актовом зале мы видим прежде всего молодых жителей, и мало размышляем о том, что здесь же они и состарятся, станут «бабушками и дедушками» и здесь же, скорее всего, умрут. А палаты тех, кто уже давно состарился и слёг, даже не всегда успеваем обойти.
В психоневрологическом интернате в Нелидово Тверской области довольно много пожилых и совсем стареньких бабушек и дедушек. Многим из них нужны подгузники. В интернате активно работают, чтобы каждому нуждающемуся оформить все документы на инвалидность и «индивидуальную программу реабилитации» — то есть чтобы подгузники выделяло государство. Но оформление документов занимает немалое время, до трех месяцев, и самые дешёвые подгузники поставляются по тендеру примерно раз в квартал — так что при невезении человеку могут до шести месяцев с момента, когда он слёг, не выделять государственных подгузников. Так и получается, что в интернате всегда довольно много лежачих, кому ничего пока не положено, и приходится делить три подгузника на двоих.
Например, мы попросили в конце января посчитать только тех лежачих бабушек без государственных подгузников, кто родился в 20-30-х годах и пережил войну. Их оказалось двадцать человек! Вера Федоровна А. и Лидия Георгиевна П. родились в 1928 году, Мария Петровна А. и Елена Осиповна З. — в 1929, Александра Осиповна З. — в 1930, Александра Сергеевна Б. и Николай Петрович И. — в 1933, Антонина Петровна Б. — в 1939, Эмма Адамовна Д. и Анна Ивановна Ч. — в 1926…
Мы даже не стали просить список тех из них, у кого есть статус ветерана или труженика тыла. А сколько ещё в интернате детей войны и послевоенных лет.
Мы просто привезли бабушкам и дедушкам, живущим в Нелидовском ПНИ, ваши новогодние подарки, и просьбу персонала помочь с подгузниками тоже передаём вам. Многие старики попали именно сюда, а не в обычный дом престарелых, потому что уже не очень адекватно воспринимают реальность. Но даже бабушка, которая любую нянечку принимает за дочь, или не узнает дочь, принимая ее за нянечку, различает, мокрая у неё постель или сухая. Даже те, кто не помнят, были ли у них дети, вряд ли получают удовольствие от запаха мочи. Поэтому для них это важно. Мы купим им подгузники, влажные салфетки и средства по уходу за лежачими (пены и кремы), как только соберём средства.