Как помочь, если голодают жители якутского дома престарелых — Старость в радость Как помочь, если голодают жители якутского дома престарелых — Старость в радость
Как сделать старость достойной
для каждого человека?

Делать всё возможное,
чтобы помочь тем, кто уже сегодня
стар и слаб и нуждается в помощи.

Чтобы стареть было нестрашно.

Подробнее



×
Благотворительный фонд помощи пожилым людям и инвалидам
← Все новости


Как помочь, если голодают жители якутского дома престарелых
05.11.2016

Система домов-интернатов действительно построена так, что бабушки и дедушки голодают после ужина и до завтрака. Они запасают в тумбочке хлеб с обеда или идут в магазин. А что делать тем, кто не может выйти из палаты, не то что дойти до магазина? В фонде «Старость в радость» убеждены: нужно перестраивать всю систему, поставив в ее центр самого пожилого человека с его потребностями и потенциалом, чтобы он получал все необходимое, и в первую очередь — заботу и уход. Сбор помощи для конкретного интерната нашим фондом возможен, если описанная жителями ситуация подтвердится и не будет исправлена на уровне администрации учреждения и министерства социальной защиты республики.

Сейчас в фонд обращаются различные СМИ с просьбой прокомментировать ситуацию в Якутском доме престарелых. В социальных сетях тоже бурно обсуждается обращение жильцов интерната к президенту РФ с жалобой на голод и холод. Мы хотим по возможности ясно сформулировать наше видение проблемы.

1 ноября на сайте Якутского республиканского комитета КПРФ появился материал Галины Мохначевской «Господин Президент, отобедайте с нами!»
Автор материала передает рассказы людей, живущих в Республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов в городе Якутске. В основном в публикации речь идет об очень плохо организованном питании.

Когда пожилые люди, находящиеся на попечении государства, жалуются на то, что им голодно, — это абсолютно недопустимо.

Разумеется, в этой конкретной ситуации нужно разбираться. В частности, надо понять, насколько точны изложенные сведения. Если кормят действительно плохо, то почему? Это может быть воровство (но в таком случае это нужно доказывать, и это вне компетенции нашего фонда), может быть непрофессионализм сотрудников, может быть ухудшение качества поставок. А может быть следствием ошибок в общей системе организации питания. Возможно, сказывается сокращение финансирования, которое происходит во всех учреждениях для пожилых. Либо это отражение некоторых нововведений в системе социальной защиты. Скажем, в материале говорится о том, что не хватает соли и сахара. И действительно в последнее время во всей системе домов престарелых действуют новые нормы, по которым соль и сахар в рационе сокращаются. Это связано с современными представлениями о правильном питании пожилых людей.

Мы как фонд помогаем не своими средствами, а средствами людей, наших жертвователей. И чтобы просить о срочном сборе пожертвований в помощь этому конкретному, столь далекому от нас географически дому, мы должны быть убеждены, что ситуация не может быть быстро выправлена на уровне администрации учреждения или регионального министерства социальной защиты и правительства Якутии.

Если мы будем понимать, что в данном случае нужна именно помощь Фонда, а не нормализация работы в доме престарелых, мы, конечно, постараемся помочь.

Фонд «Старость в радость» сейчас работает более чем в 20 регионах. К сожалению, в Якутии у нас пока нет представителей. Однако пару лет назад наши сотрудники побывали в одном из домов престарелых Якутии, расположенном рядом с городом Нерюнгри. И, по нашей оценке, условия там были много лучше тех, что мы видим сегодня в некоторых других регионах, в том числе в центральной России. Но, конечно, пока наша система социальной защиты построена так, что ситуация очень разная в регионах. Она может быть разной даже в пределах одной Якутии.

В связи с этой конкретной ситуацией важно понимать, как работает вся система.

Существуют установленные правила организации питания в государственных домах престарелых, сложившийся и не менявшийся с советского времени распорядок дня и т.д. По этим правилам всюду ужин как раз и бывает около шести часов вечера. И скорее даже раньше, чем позже. Предполагается, что человек может купить себе при необходимости что-то дополнительное в ближайшем магазине. Буфет в интернате, как в якутском доме престарелых, — это признак достаточно «продвинутого» учреждения.

И тут возникают две проблемы.
Первая — пойти за провизией могут только те, кто ходит. Положение лежачих и малоподвижных людей в этом смысле много хуже. Ужасно, что у нас в доме престарелых пожилой человек вечером покупает себе только «Роллтон» и не может себе позволить более здоровую и сытную пищу. Но что происходит с теми, кто не может сам встать с постели, не может добыть кипяток, чтобы заварить этот «Роллтон»? Многие пожилые люди действительно оставляют хлеб от обеда на голодный вечер. Даже если у них есть деньги, им некого попросить сходить в магазин.

А если человеку хочется пить, а в учреждении после шести вечера одна санитарка на этаж, которая просто не услышит его мольбу? Нормально ли, что до сих пор во всех учреждениях едят в столовой только бодро-ходячие, а если ты слабый или ездишь на коляске, ты будет есть в палате на постели? Что тарелка зачастую ставится на грудь лежачему человеку?

Вторая проблема, о которой косвенно говорится в материале, это то, что остающихся у пенсионеров на руках денег не хватает на такие покупки. По закону 75% пенсии переходит домам престарелых в счет оплаты пребывания. С некоторых пор это стало распространяться и на единовременные денежные выплаты ветеранам и инвалидам. Это существенно ухудшило их положение, многие теперь не могут позволить себе не только купить дополнительную еду, но и необходимые лекарства.

Выправить эту ситуацию можно только на уровне всей системы, что не получается сделать быстро. Очень важно, чтобы история с домом престарелых в Якутске помогла изменить не только общие правила организации питания и уклад жизни в отдельном доме престарелых, но и стала толчком к началу изменения всей идеологии системы домов-интернатов, чтобы в результате в центре системы был именно пожилой человек, с его интересами, нуждами и потенциалом.

Реально же, если оценивать все проблемы системы домов престарелых, питание — только одна из них и даже не самая острая сейчас. Значительно острее, по нашему опыту, проблема организации ухода за лежачими и малоподвижными. Эти люди просто даже пожаловаться не могут. Их проблемы табуированы для обсуждения. «Лежачие», «отделение-слабежка» и прочие общепринятые термины в нашей сфере обозначают именно этих, самых нуждающихся в нашей помощи, людей. Вот это надо менять, с этим надо начинать разбираться! Регламентировать уход, вводить контроль качества, вводить в штат тех, кто будет не мыть пол, а ухаживать. Обучать таких людей.

Мы очень надеемся, что на ближайшем Совете по вопросам попечительства в социальной сфере у нас получится проговорить эту ситуацию и прийти к выработке конкретных мер для ее решения.

Очень хорошо, что тема проблем в жизни наших бабушек и дедушек вызывает отклик в обществе. И очень не хочется, чтобы все ограничилось одним Якутском. Давайте аккуратно проводить системные изменения, чтобы завтра не произошло скандала еще громче в каком-нибудь другом городе. И тогда и нам будет спокойно, и пожилым людям гарантировано то, что должно быть у каждого.

Елизавета Олескина
и сотрудники БФ «Старость в радость»

Хотите получать письма о том, как Фонд вместе с Вами помогает бабушкам и дедушкам? Подписывайтесь!

Будем присылать только самое интересное.

Нажимая "Подписаться", вы принимаете соглашение об обработке персональных данных и политику конфиденциальности.