Дом престарелых – для удобства и комфорта — Старость в радость Дом престарелых – для удобства и комфорта — Старость в радость
Как сделать старость достойной
для каждого человека?

Делать всё возможное,
чтобы помочь тем, кто уже сегодня
стар и слаб и нуждается в помощи.

Чтобы стареть было нестрашно.

Подробнее



×
Благотворительный фонд помощи пожилым людям и инвалидам
Дом престарелых – для удобства и комфорта

Говорят: старикам помогают – отдают долг, детям – вкладываются в перспективу. Хотя наша этика, слава богу, и редко углубляется в вопрос о том, какая сложится перспектива, и какой отдаётся долг; есть лишь два разных слова, и поэтому детям в детских домах, например, по закону положены комнаты социально-психологической реабилитации и поиск родителей, а пожилым людям в домах престарелых – нет, ни комнат, ни хотя бы поиска собеседников вне стен палат. Хотя начиналось в таких заведениях всё одинаково…

Первые богадельни в России появились в эпоху царствования Алексея Михайловича1. Исторически критерием оказания социальной помощи в приютах, богадельнях и лечебницах являлся не возраст, а уровень бедности, и оказание помощи сочеталось с изоляцией. Мнение о рабочем или же ином детском потенциале менялось – с Оливера Твиста или ранее, а престарелые всё рассматривались как одна из «зависимых» категорий наравне с нищими, бродягами и душевнобольными2. С тех пор изменилось многое, и сейчас такое приравнивание, я надеюсь, вызывает удивление; однако, несмотря на появление социальных учреждений стационарного обслуживания людей, относящихся к среднему и высшему классу, престарелые продолжают ощущать на себе клеймо социально-психологической неполноценности. В беседах с приезжающими упоминают, что приехали в «богадельню», «доживать»; часто так думает и само общество, так как система стационаров социального обслуживания подразумевает зависимость пожилого человека от других3.

Обитателей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из весьма благополучных интернатов разделили на две группы, перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме, хотя многие ими и не пользуются. Так, они могут приглашать к себе друзей и сами посещать их; планировать разные социальные мероприятия; распределять свое время так, как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению. Сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившееся они могут выбрать и выращивать сами. Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручали каждому участнику какое-нибудь красивое растение. Иными словами, речь перед первой группой была направлена на стимуляцию активности жителей интерната. Директор выделял некоторые области их жизни, за которые они должны были сами нести ответственность. Их побуждали расширять контакты с окружающими, проявлять инициативу.
В речи же перед второй группой директор делал акцент на ответственности персонала.
Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после разных форм воздействия на старых людей. Результаты бесед с ними экспериментатора сопоставлялись с наблюдениями обслуживающего персонала. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. … Врачи и няни также отмечали значительную разницу между двумя группами. [большинство] из второй группы стало более слабыми и пассивными.
Longer E., Rodin /., 1976, ‘ Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 99— 104.]

Негативное отношение к проживанию в домах престарелых – социальная норма, формирующаяся, согласно мнению экспертов, из-за невозможности выбора соседей при ограниченной возможности отдельного проживания, из-за большой численности проживающих, из-за постоянного соседства с имеющими плохой уровень здоровья людьми, и из-за высокой смертности. В работе Л.И. Анцыферовой указано три предвестника скорой смерти людей пожилого возраста: один из них – переселение в дом престарелых (вообще перемещение на новое место жительства против воли) 4. По Э.Я. Штернбергу после переезда в дом престарелых из-за социальной изоляции увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний и смерти.

К причинам поступления в дома престарелых относятся такие, как состояние здоровья, конфликтная ситуация в семье, желание сохранить независимость5. При этом существует теория, согласно которой любая утрата прежнего состояния сопровождается переживанием горя6, поэтому даже в случае поступления в дом престарелых для ухода от конфликтов или переезда в лучшим образом оборудованное, но непривычное учреждение подобное событие может вызывать психоэмоциональные проблемы, вплоть до летального исхода вследствие нехватки ресурсов на такое переживание у самого человека. Помимо прочих проблем, у проживающего нет возможности остаться в том или ином учреждении в случае его расформирования, есть постоянный риск уехать на чужую для местных жителей землю.

Для стационарных учреждений социального обслуживания (так, официально, называют тысячи людей) характерно отсутствие интенсивного общения с другими поколениями; ощущение ненужности приводит к снижению самооценки пожилых людей, снижает их психоэмоциональные резервы7. В целом среди пожилых людей, проживающих в условиях дома-интерната, более распространены депрессии средней и тяжёлой формы, нежели среди пожилых людей, проживающих в одиночестве в домашних условиях8. С выходом на пенсию общение часто становится эпизодическим и ситуативным, служащим удовлетворению актуальных потребностей9. Социальная изоляция усиливается также и при неспланированной смене окружения в связи с переездами в более крупные и оборудованные дома престарелых, характерными для отечественной системы, ещё незначительно изучившей неэкономические стороны проблемы.

Расширение общения пожилых людей со сверстниками, имеющими примерно те же стереотипы восприятия и проблемы, и способствует социальной адаптации10, и препятствует достижению психологического комфорта, так как в случае отсутствия общения с представителями других поколений пожилые люди не могут удовлетворить потребность в том, чтобы делиться своим жизненным опытом, что является видом отсутствия требований от социума – а значит, приводит к более низкой самооценке, ощущению ненужности, депрессии и угасанию.

Среди факторов дезадаптации выявлен такой, как снижение в современной России ценности долголетия (и, следовательно, ценности здоровья) 11, отсутствие социальных требований к пожилым, ведущее к снижению самооценки12 13, ролевая неопределённость (соответствие ролей пожилых ожиданиям общества затруднено; ну вот можете ли вы сказать, не задумавшись, что такое «молодая мать» и чего от неё ждать, а что такое – «вдовец», и как с ним общаться?), субъективная ценность происходящих социальных утрат14. Почти все поступающие на проживание в стационарные учреждения социального обеспечения имеют ограниченные сведения об учреждении, причем эти сведения дают негативные представления, что мешает адаптации15; они вызывают тревожность и неуверенность в будущем (что является предпосылкой для реакций дезадаптации, субдепрессивных состояний, чувства тоски и тревоги, сожалении о решении поступить в интернат), грусть из-за невозможности пользоваться любимыми вещами (как правило, даже сами пожилые люди не считают важным брать с собой любимые вещи – а зря) и потери прежних знакомств. Возможная фиксация на недугах и нарушениях сна способствует появлению и развитию болезней. Период подобного дезадаптивного состояния продолжается от года до трёх, в связи с чем в официальную статистику стационарных учреждений включено понятие «смертность в течение первого года жизни» (100-115 человек в год на 10 интернатов Ярославской области в период с 1997 по 2007 годы). Изучение факторов, влияющих на данную адаптивность, открытая публикация статистики для привлечения ресурсов гражданского общества и введение работу с ними в программы социального обслуживания – например, через большую открытость общения домов престарелых с «внешним миром», большую информированность о порядках и предоставление большего выбора – могут привести к улучшению статистических показателей, передающих качество жизни клиентов социальных учреждений.

Тем временем, в современных российских реалиях существуют волонтёрские институты (включая инициативы персонала), интуитивно реализующие программы по общению со старшим поколением, проживающим в домах престарелых, предложение им альтернативных видов деятельности (например, игры взамен утраченных с социальными ролями работы и обучения). Интерес общества виден в сборах подарков и историй, проводимых разными организациями, в собранных на Boomstarter деньгах на фильм о выживших в ГУЛАГе бабушках, получивший главный приз российской программы кинофестиваля документальный фильм «Широкие объятья» о поездках волонтёров в дома престарелых.

Даже предрекаемые всем нам в соответствующие сроки так называемые старческие недостатки при внимательном исследовании оказываются решаемы; лежачие начинают ходить после того, как волонтёры отвозят их к врачу, занудные дедушки при регулярном общении восстанавливают кажущийся нам естественным навык разговаривать с человеком интересно, а мелкие хитрости вроде той, чтобы говорить с бабушками словами, где побольше звуков звонких, и поменьше звуков шипящих – и куда девается то, что уж и сама бабушка считала глухотой?

Показано, что адаптивность в домах престарелых повышается при возможности пользоваться привычными вещами (исследования проводились за рубежом16 и подтверждены и отечественными наблюдениями17), возможности выбирать себе соседей. Проведённый в 1976 году эксперимент показал, что возможно значительно улучшить удовлетворённость жизнью пожилых людей просто в случае нахождения средств для повышения их активности18. Да даже в России рассказывают, как лежачие бабушки решили подниматься и на ходунках ходить, чтобы культоргу помочь к выставке подготовиться – просто малоизвестны такие явления, и если счесть их чудесами – так как будто редкими они должны быть, а если поверить в то, что это нормально – надо же просто пробовать что-то менять.

Одно мешает совсем сослаться на то, что мы, люди, остаёмся таковыми в любом возрасте, а значит, и проблемы надо решать схожими образами – не «богадельнями», а воздушными шарами и хотя бы навещающими людьми; в детских домах тоже нужна помощь волонтёров, и в жизни вне социальных учреждений тоже многое надо – или хочется – делать. Лично я считаю, что хорошая новость тут – в том, что не надо делать выбор, и даже написанное здесь может помочь изменениям.

________

1Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. — СПб.: Питер, 2002. — С. 52. — 256 с.
2 Якимова Е.В., Харевен Т.К. Последний этап: Исторические аспекты зрелости и старости // Социальная геронтология: современные исследования. — М.: ИНИОН РАН, 1994. — С. 104-111. (The last stage: Hist. adulthood a. old age // Adulthood. Erikson E.H. – N.Y., 1978. –P. 201-216.)
3Краснова О.В. Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. — 2006. —№ 2 (34). — c. 49-61
4 Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время тёплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. — Т.15. — № 3. — С. 99-104.
5 Цыплакова Л.Б., Архипова О.В. Психологические проблемы пожилых резидентов в условиях стационарного проживания и пути их решения / Методическое пособие для психологов, социальных работников, медицинского персонала. — М.: Практическая интернет-конференция психологов секции стационарных учреждений социального обслуживания общего типа 06.03.2011 — 09.03.2011. «Угроза суицида в позднем возрасте. Диагностика. Антисуицидальная интервенция резидентов в стационарных условиях», 2011. — с. 2-12
6Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2004. —256 с.
7Цыплакова Л.Б., Архипова О.В., 2011
8Поднебесная Е.Б. Особенности эмоционального состояния лиц поздних возрастов, проживающих в различных социальных условиях (условия дома-интерната и ситуация одинокого проживания в домашних условиях). / Автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.13 — Москва, 2006. — С. 24-25.
9Попова А.В. Динамика и факторы социально-психологической адаптации пожилых людей в современных домах-интернатах. / дисс. канд. псих. наук: 19.00.05 — Ярославль, 2008. — с. 54
10Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 34-59.
11 Шилова Л.С. Факторы социальной адаптации пожилых людей в условиях реформ // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 60-74.
12 Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 33-39. — 134 с.
13 Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 34-59.
14Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. — Л. : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1991. — С. 30. — 168 с. — ISBN 5-225-01423-2
15Попова А.В. Динамика и факторы социально-психологической адаптации пожилых людей в современных домах-интернатах. / дисс. канд. псих. наук: 19.00.05 — Ярославль, 2008. — с. 124.
16Wapner S., Demick J., Redondo JP. Cherished Possessions and Adaptation of Older People to Nursing Homes (The International Journal of Aging and Human Development , Volume 31,
Number 3 / 1990)
17Котова Л.А. О психической адаптации пожилых больных при поступлении в психиатрический стационар // Обозрение психиатрии и медицинская психология. — 1993. — № 1. — С. 89-91.
18 Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время тёплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. — Т.15. — № 3. — С. 99-104.

Источник